Все новости

«ТИХОРЕЦКИЙ» ЗЛАТОУСТ.

Имя Кубани

Масштабный краеведческий проект начинает свое шествие по Краснодарскому краю. «Имя Кубани» - так называется поисково-просветительская экспедиция, посвященная 80-летию образования Краснодарского края. Программа экспедиции утверждена распоряжением губернатора Краснодарского края от 22.06.2016 г. №205-р. Стартовала экспедиция 1 сентября нынешнего года и продлится в течение года до юбилейных торжеств 13 сентября 2017 г. Организатор экспедиции – Краснодарская краевая народно-патриотическая общественная организация «За веру, Кубань и Отечество!» в рамках региональной государственной программы «Социальная поддержка граждан». Экспедиция «Имя Кубани» охватывает исторический период, начиная с 1937 г., и проводится по маршрутам: «Боевое имя Кубани», «Трудовое имя Кубани», «Духовное имя Кубани», «Благотворительное имя Кубани», «Молодое имя Кубани». До декабря проводится муниципальный этап сбора информации о кандидатах на участие в экспедиции, а затем районный экспертный совет представляет материалы на победителей на краевом уровне. По мнению экспертного совета, наш район может присвоить «Имя Кубани» человеку, который в течение трудных 33 советских лет, с 1970 по 2003 гг., был настоятелем Свято-Успенского храма г. Тихорецка – духовного центра района. Это протоиерей Петр Дашевский. 27 сентября, на Воздвижение Креста Господня, исполняется 10 лет со дня смерти батюшки. Мы публикуем отрывки из брошюры «Отечественные подвижники XX века», которая, надеемся, вскоре увидит свет. Материалы для исследования биографии настоятеля собирались в течение нескольких лет в пресс-центре Свято-Успенского храма. Итак, «Духовное имя Кубани» - протоиерей Петр Дашевский.


«ТИХОРЕЦКИЙ» ЗЛАТОУСТ

Пётр Дашевский, 1953 г.

…Родился Пётр Артемьевич Дашевский 12 декабря 1933 года в селе Писаревка Красиловского района Каменец-Подольской (ныне Хмельницкой) области, в простой, трудолюбивой верующей семье. Его отец Артемий Моисеевич Дашевский был псаломщиком, пел в церковном хоре баритоном. Кроме Петра, в семье было еще два сына и две дочери – Андрей, Алексей, Анна и Марина. Из них дольше всех прожила Анна, которая была Петру всю жизнь душевной опорой. Андрея расстреляли за то, что не хотел голосовать. Алексей пропал без вести в Великую Отечественную войну. Марина умерла от перелома позвоночника.

На детские годы батюшки пришлось два голода (1933 и 1947 гг.), военные и послевоенные бедствия. Когда Пётр был учеником начальных классов общеобразовательной школы, родной дядя научил его читать по-церковнославянски. С 9-10 лет мальчик стал принимать активное участие в богослужениях. Он регулярно читал в сельских храмах часы, шестопсалмие, вечерню и др. В двенадцать лет уже свободно читал практически все богослужебные книги, включая каноны и Апостол. В храм на богослужения ходил за 15 километров от дома босиком круглый год. В три часа ночи вставал, обувь – на плечо, чтобы меньше изнашивалась, и – на службу.

Один из сельских священников, в прошлом учитель церковно-приходской школы, занимался с Петром церковным пением, учил юношу церковному уставу и Закону Божьему…

***

…В 1951 г. Петр поступает в Одесскую Духовную семинарию, сразу на второй курс, и одновременно служит келейником у преподавателей семинарии иеромонаха Антония (Мельникова) и игумена Павла (Голышева). Протоиерей Пётр Клитовченко, бывший настоятель Свято-Покровского собора в городе Кропоткине, который тоже учился в Одесской семинарии шестью годами позже, вспоминает, что в годы своей учёбы он слышал о студенте Петре Дашевском как о способном семинаристе, о котором помнили в течение долгого времени.

По окончании семинарии Пётр Дашевский поступил в Ленинградскую Духовную академию, где проучился три года, а затем перевёлся в Московскую Духовную академию

  • Пермь. День рукоположения, 1958 г.

***

…Шёл 1970-й год. В это время кубанскую кафедру возглавлял Архиепископ Краснодарский и Кубанский Алексий (Коноплёв). Свято-Успенский храм, куда по указанию правящего архиерея был определён настоятелем протоиерей Пётр Дашевский, выстоял в тяжёлые послевоенные годы, но находился в очень плачевном состоянии.

На крыше было почерневшее от времени железо, всё в дырах, светившееся как решето от осколков снарядов, попавших в храм во время боевых действий в городе Тихорецке в Великую Отечественную Войну. В некоторых окнах на куполе не хватало стёкол, через пустые проемы которых залетали голуби и воробьи. Электропроводка была наружной, вся лохматая от ветхости; стены - грязными, с нарисованными через трафарет узорами и цветами, увидев которые отец Пётр воскликнул: «Петухов каких-то нарисовали…»

Отопление в храме отсутствовало, и зимой батюшка служил в пальто с поднятым воротником и в зимних сапогах. Внутри храма на стенах, окнах и электропроводах образовывался иней, который во время службы от дыхания молящихся оттаивал, стекал вниз и на полу образовывал лужи, которые уборщицы собирали тряпками в вёдра. Электропроводка нередко замыкала…

Впереди у отца Петра были большие ремонтно-реставрационные работы, а пока новый настоятель сосредоточился на благолепии богослужений. В храме начались регулярные службы, во время которых произносились удивительные проповеди, послушать которые со всех концов города стали приходить сотни человек. Каждое воскресенье здание церкви было буквально переполнено верующими. Народ воспрянул духом, с амвона Свято-Успенского храма убедительно зазвучало слово сравнительно молодого, но уже опытного пастыря…

***

…Наладив регулярную церковную службу и объединив вокруг себя верных, преданных и болеющих за дело прихожан, о. Пётр решил приступить к ремонту и благоукрашению храма. Чтобы привести его в порядок, на приходе начали экономить каждый рубль.

В первую очередь перекрыли прохудившуюся крышу здания храма оцинкованным железом. В то время приобрести материалы для прихода было невозможно, поэтому и искали всякие возможные и «невозможные» пути. Как-то в конце одной из служб, выйдя из алтаря на амвон, настоятель бросил клич «пожертвовать на храм каждому прихожанину оцинкованное корыто». В ближайшие дни во всех хозяйственных магазинах города и окружающих его станицах были скуплены все корыта и принесены на подворье храма (покупали только по одному корыту, больше было нельзя – могли обвинить в спекуляции). Пожертвованные корыта умелые прихожане-жестянщики раскатывали в листы, которыми впоследствии и перекрыли прогнившую крышу.

Постепенно наружную электропроводку заменили на внутреннюю, сделали ремонт здания храма внутри и снаружи.

Однако власти не унимались и не давали спокойно существовать приходу: неоднократно батюшку пытались привлечь то к уголовной ответственности, то оштрафовать в административной комиссии горисполкома. Были предупреждения о поджоге храма и покушении на жизнь настоятеля. Старались досадить верующим любыми способами. Одним из излюбленных был так называемый «шумовой». Это когда во время богослужений через специально развёрнутые в сторону храма громкоговорители звучала эстрадная музыка. Естественно, что верующими это воспринималось как издевательство…

  • Свято-Успенский храм г. Тихорецк, 1983 г.
  • Встреча Владыки, 1983 г.

***

…Для прихожан и будущих воспитанников отец Пётр был лучом света, ведущим к духовным вершинам: требовательным, но и в то же время добрым пастырем, указывающим каждому его путь.

В просветительской и миссионерской работе он считал учительство первейшей обязанностью пастыря. Именно поэтому на приходе была организована воскресная школа для детей и взрослых, а позднее были открыты курсы псаломщиков. Учеников на курсы батюшка набирал сам и сам учил их пению и церковному уставу.

Батюшка, имея от природы абсолютный слух, красивый и хорошо поставленный голос, очень любил церковное пение и строго следил за его качеством во время богослужений. От регентов хора требовал предоставлять ему репертуар исполняемых песнопений. Иногда вносил свои коррективы, и не дай Бог во время богослужения регенту самовольно изменить одного автора произведения на другого!..

Проповеди отца Петра были всегда эмоциональными, насыщенными конкретной важной информацией, а потому достаточно продолжительными, в пределах 30-40 минут. На замечания о том, что это очень долго, отвечал: «Продолжительность каждого урока в школе 45 минут, а у меня всего один урок». Все молодые батюшки в пятницу предоставляли настоятелю письменные конспекты своей воскресной проповеди. Он их прочитывал, делал замечания и только тогда одному из них благословлял произносить поучение. Кто будет этим одним, никто никогда не знал, но готовились все. Отца Петра прихожане стали называть тихорецким «Златоустом»…

***

…Так было угодно Господу, что в 1961 году отец Пётр встретился с архиепископом Крымским и Симферопольским Лукой (Войно-Ясенецким). С тем самым, который в последующем был прославлен в лике святых.

Встреча произошла вот при каких обстоятельствах. Епископ Павел (Голышев), возглавлявший Астраханскую кафедру, написал архиепископу Луке письмо, в котором просил братской помощи в разъяснении некоторых церковных вопросов, и отправил с этим письмом своего секретаря о. Петра Дашевского, которому безоговорочно доверял. Вот что рассказывал отец Пётр своему близкому другу, а затем и духовнику протоиерею Петру Клитовченко (г. Кропоткин): «Письмо касалось изменения Устава Прихода, в частности изменения статуса Исполнительных органов приходов, т.е. «двадцатки», и усиления положения настоятелей. Писали письмо Владыка Павел и отец Петр вместе. О. Петр зашел к Владыке Луке, а рядом с ним протоиереи сидят. Отец Петр: «Я конфиденциально, один на один хочу остаться». Они покинули кабинет. Архиепископ Лука принял хорошо, побеседовали о необходимости защиты Церкви, и о. Петр прочитал ему письмо, потому что в то время святитель очень плохо видел. Письмо архиепископ Лука у себя не оставил, потому что боялся, что оно может попасть к властям, а им бы такой сговор видных иерархов Церкви не понравился».

В Свято-Успенском храме есть икона с частицей мощей святителя Луки Крымского. Эти мощи привёз отец Пётр Клитовченко, который впоследствии рассказывал: «У меня есть родственники в Крыму, которых я часто посещал. По просьбе отца Петра я поехал в Крым, пришел к митрополиту Симферопольскому и Крымскому Лазарю, чтобы он разрешил взять частицу мощей святого Луки. Он берет лист бумаги и пишет: «Выдать частицу мощей архиепископа Луки». И вот так привез отцу Петру мощи святителя Луки, с тех пор они хранятся в мощевике в иконе святителя в Свято-Успенском храме»…

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Дорогие братья и сестры! 27 сентября 2016 г. исполняется 10 лет, как отошел ко Господу наш дорогой пастырь, тихорецкий «Златоуст», протоиерей Петр Дашевский. Вспомним батюшку, помолимся о нем и будем благодарить Господа о том, что в нашей земной жизни Он дал возможность знать отца Петра, слышать его проповеди, обогащаться его духовной радостью и всепоглощающей христианской любовью…


Е.Тутова,
член экспертного совета
поисково-просветительской экспедиции «Имя Кубани»,
соавтор брошюры «Отечественные подвижники ХХ века».