Смутное время России 1598-1613 годы
Краткая справка
1. Смутное время – обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы. Ознаменовано стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным, социальным кризисами.
2. Идея сделать праздничным днём 4 ноября (в день почитания иконы Божией Матери Казанская) – как День народного единства, была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.
3. 29.09.2004 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», - заявил Патриарх Алексий II.
4. День народного единства – российский государственный праздник с 2005 года отмечается 4 ноября.
5. Праздник народного единства и российской независимости в этом году отмечает 400 лет со дня освобождения страны и прекращения Смутного времени и одновременно 400 лет со дня начала истории Великой России.
В истории каждой великой страны есть переломные моменты, когда заканчивается эпоха невзгод, кризисов, поражений.
Сильнейшим потрясением для России стало Смутное время, предпосылками которого явились:
- последний год царствования Иоанна Грозного;
- тяжелейший хозяйственный кризис (половина непаханых земель);
- опричнина, Ливонская война;
- чума, голод;
- прекращение династии Рюриковичей, управлявшей страной более шести веков.
К началу 1612 года Россия уже находилась в состоянии распада. На севере страны хозяйничали шведы, на юге Персия и турки делили Кавказ, Украина входила в состав Речи Посполитой, в московском Кремле стоял польский гарнизон, охраняющий польского царевича, восседающего на русском престоле…
Россия 1612 года была словно лоскутное одеяло, состоящее мелких территорий, подчиненных то полякам, то шведам.
За годы Смуты в России объявилось 17 самозванцев:
Глубочайший кризис поразил все области жизни страны, но страшнее всего была «смута в умах», которая превратилась в «смуту на деле» и перешла к разрушению государственного порядка.
Положение страны казалось отчаянным и безнадежным. И русский человек ощущал свою заброшенность на произвол судьбы. Это чувство заставляло его искать пути, которые положили бы предел неспокойствию смуты.
На защиту земли со слов историка С.М.Соловьёва выступила сама «земля», народ. В тот момент, когда враги думали почить на лаврах в роли властителей Русской земли, эта «Русская земля начала против них подниматься».
Когда иноземное войско обосновалось в Москве, настроение народа активно поддержал Патриарх Гермоген, призвавший к сопротивлению захватчикам и замученный за это голодом в неволе в феврале 1612 года.
Призывы главы Русской Церкви были подхвачены широкими слоями населения, сплотившимися для решительной борьбы. Патриотическую деятельность проявили в эту тяжелую пору и русские монастыри. Смиренные иноки не щадили своей жизни за Веру и Отечество. Их обители являлись несокрушимыми твердынями веры и долга. Монастыри оказывали двойную услугу отечеству: своими материальными средствами и своим нравственным влиянием на дух русского народа (Кирилло-Белозёрский монастырь, и, особенно Троице-Сергиева Лавра и др.). Из монастырей рассылались грамоты, призывавшие русских людей к борьбе с врагами. Грамоты послужили могучим средством к нравственному объединению русского народа для борьбы с общим врагом. Под влиянием их поднялось сильное патриотическое движение, вызвавшее подъём религиозного чувства. Во всех городах, по общему согласию, назначен был трёхдневный пост для взрослых и детей. Патриотическое движение скоро перешло в открытую борьбу с врагами.
В 1611 году одно за другим созданы были два мощных ополчения – на Рязанской земле и в Нижнем Новгороде. А в судьбоносную осень 1612 года, второе земское ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и нижегородского посадского старосты Кузьмы Минина не только освободило Москву от иноземных захватчиков, удержавшихся в русской столице больше двух лет, но сделало решающий шаг для прекращения Смуты, сотрясавшей Русское государство почти три десятилетия. 1-5 ноября (по новому стилю) 1612 года победившее ополчение освободило Китай-город и вступило в Кремль.
Эти дни по праву занимают почетное место среди самых важных дат русской истории.
По словам историка С.М.Соловьёва, свершилось «внутреннее очищение, выздоровление Московского государства, чистое отделилось от зараженного, и очищение государства от врагов внешних было уже легко».
Второе ополчение Минина и Пожарского уверенно и достойно выполнило задачу очищения России: этой сознательной общественной силе не могли противостоять ни самозванцы, ни смутные казаки, ни поляки, ни литовцы.
Чувство национального и религиозного единства стало с тех пор неизменно сопровождать важнейшие вехи российской истории: Воссоединение Украины с Россией, создание российской империи Петра Великого, победы русского оружия в русско-турецких войнах XVIII века и др. Без 1612 года не было бы и героических событий 1812 года, 200-летие которых отмечалось в этом году.
Русский народ потому и мог совершить подвиг, так как всегда был близок к Богу, Вере Православной.
Окончание Смутного времени – канун воскресения России. Без народного подвига 1612 года России просто не было бы как государства.
И слова С.М.Соловьёва о «великом народном торжестве» 1612 года будут актуальны ещё долго.
«Народ был готов вставать как один человек; непрерывный ряд смут и бедствий не сокрушил могучих сил юного народа, но очистил общество, привёл его к сознанию необходимости пожертвовать всем для спасения веры, угрожаемой врагами…»
Необходимо много усилий и времени для того, чтобы достичь согласия в обществе, и, чтобы новая дата календаря превратилась в благочестивую традицию и стала подлинным символом патриотизма.
Ведь наша сила – в единстве и согласии.
Ольга Николаевна Мороховец, заведующая и библиограф православной библиотеки Свято-Успенского храма города Тихорецка
Наверх
|